Создать и отстоять

Молодость моя, Белоруссия

Детство и юность Василия Цыбулькина прошли в Белоруссии, и мы, воспользовавшись случаем, решили спросить нашего собеседника, что он думает по поводу происходящих там событий.

— Сегодня происшествия на международной арене в контексте событий на моей малой родине напоминают какой-то гротесковый балаган. То президентов выбирают на эмоциях, и на высшие посты ядерных держав попадают странные личности, то… События в моей родной Белоруссии можно обрисовать в том же абсурдном стиле: приходит некий глашатай и говорит: «Народ, вот я вам привез грабли, не хотите ли попробовать на них наступить? Поверьте, сначала будет очень весело, и кто-то на этом даже заработает. Тем более рядом есть страна, которая наступала, и в которой тоже сначала все радовались и смеялись…» А народ говорит: «Давай, но мы умнее, у нас все будет по-другому…» Забавно, не так ли?

— Вполне… Вы общаетесь со своими родственниками, что они говорят?
— Мой брат заведует мастерской в совхозе. Со слов брата, его быт, благосостояние и прочие жизненные реалии зависят исключительно от того, как он поработает на своем месте, все остальное имеет для него весьма туманное значение. Но примерно три года назад брат говорил, что подобные события весьма возможны. Причиной тому стали некоторые люди, творившие беззакония, следствием чего было стремительное обогащение, «маетки» и капитал за границей. Спецслужбы Запада внимательно за ними следили, давали возможность влезть в это болото по уши, чтобы потом под страхом разоблачения управлять ими и указывать, что делать. Понятно, что готовились все эти события давно, ждали только удобного случая, и этим поводом оказались выборы. Сегодня в небогатых странах можно уже заранее сказать, что выборы не признаются проигравшей стороной, а вывести на площадь бесноватую молодежь за небольшие плюшки труда не составит. Очень они застоялись-засиделись у компьютеров, чего уж…

— За такими незамысловатыми сценариями стоят ближние задачи или что-то посерьезней?
— О планах развалить Россию на части некоторые мировые политики уже не раз проговаривались, так почему бы все негативные события, происходящие на ее границах, не увязать с этой «праведной», с точки зрения доморощенных либералов, концепцией? Борьбу за мировое господство никто не отменял, и вот так, шаг за шагом, «праведники» и идут к своей цели. И никакие примеры соседней Украины народ не образумят, здесь решающую роль будет играть только твердая позиция законной власти. К слову, такой шанс избежать хаоса и упадка был и у Украины, но президент Янукович, как мне кажется, его не использовал. Когда боишься потерять власть и деньги и идешь на уступки, то теряешь и то, и другое.

— Личность президента Александра Лукашенко вызывает, откровенно говоря, неоднозначную реакцию, а некоторые поступки и высказывания рождают просто недоумение…
— Но при всем при этом есть один большой плюс: он часто говорит то, что думает. С точки зрения политики и дипломатии это не совсем правильно, но зато он понятен и предсказуем, что имеет свою ценность.

Создать и отстоять

О рейдерских схемах…

В предыдущих материалах с Василием Цыбулькиным мы немного касались его проблемного вопроса, судебная тяжба по которому идет уже 13 (!) лет. Сегодня решили выделить его в отдельную тему.

— Частная собственность и правовая запутанность в этой сфере приводят к удивительным результатам в самом худшем смысле этого слова. К примеру, заходят в банк большие целевые деньги на серьезный социальный проект, и потом эти деньги вдруг исчезают вместе с развалившимся банком! Нечто подобное произошло и со мной, когда для развития своего бизнеса я связался с многоходовой схемой в севастопольском банке «Морской». Были и другие игроки, но со временем я понял, что все эта многоходовка с выдачей кредита под залог имущества затеяна для одной стратегической цели: лишить впоследствии возможности этот кредит выплачивать и затем спокойно забрать мой бизнес.

— Можно подробнее и в деталях?
— Прихожу в банк в простенькой одежде и вообще, непрезентабельный такой, и говорю: дайте мне кредит! На меня посмотрели и сказали… в общем, понятно, что сказали. Но потом сделали некоторое предложение: есть производственная база, принадлежащая местному отделению банка, в которой заинтересованы некие бизнес-структуры, вот мы тебе кредит на ее выкуп и дадим, а ты будешь потом с нами рассчитываться за кредит, развивая свой бизнес. Чисто внешне все выглядело вполне разумно. Но потом пришли другие времена, у меня стали отбирать маршруты, пришли проверки, рассчитываться стало нечем. Поскольку база была в залоге, то в счет кредита я ее и выставил банку, который базу и забрал. Но тут, откуда ни возьмись, появляется миноритарный акционер банка и ходатайствует о том, чтобы договор ипотеки по базе признать недействительным, и суд выдает такое решение. Получается, что базы у меня нет, из-под залога в банке «Морской» она выходит, и вся сумма кредита висит на мне. Это очень кратко, ибо за 13 лет тяжбы происходило несчетное количество судебных заседаний как украинской, так и теперь уже российской юрисдикции. Решение одних судов отменяют решения других, и конца в этой истории не видно. Если посмотреть на это с чисто деловой точки зрения, то бизнесу работать легко и свободно можно будет в какой-то другой жизни, наверное.

— Тезисно: какие выводы можно сделать из этой истории? Не напрашивается что-то глобальное?
— Сейчас все чаще лучшие умы начинают внимательно перечитывать Маркса, и это объяснимо, ибо сталкиваются с тем, что было известно очень давно. Капитализму постоянно нужны новые рынки сбыта, а земной шар оказался круглым. Объели раз, объели два, потом акулы бизнеса начинают объедать уже друг друга. На низовом уровне это может выглядеть так: работают две фирмы, которые занимаются, условно говоря, на одной территории одним и тем же. Но у одной это получается чуть лучше. Что будет делать другая — улучшать свою работу? Отнюдь, можно заплатить неким контролирующим органам, и лучшую фирму начинают понемногу треножить вплоть до ее уничтожения и приобретения, с позволения сказать, конкурентом. Но беда в том, что таким образом побеждает тот, кто не умеет хорошо работать, и, в общем, мы получаем плохой результат на выходе.

Создать и отстоять

О смыслах…

При каждой встрече с Василием Цыбулькиным разговор волей или неволей всегда возвращается к тому случаю, когда сошедший на берег военный моряк стал искать новые смыслы бытия. Решение купить подержанный автобус, гнать его своим ходом в Севастополь за сотни километров, чтобы в конце концов он серьезно сломался, не доехав совсем немного, — чем не повод сжать кулаки и стиснуть зубы…

— Сейчас приходит понимание того, что человек рождается на свет божий не просто так, а с заданием от творца что-то в этой жизни сделать. Может, не все это задание слышат или не все его правильно понимают, но в моем случае это уже неважно.

— Писатель Веллер говорил, что полноценная жизнь человека складывается исключительно из преодоления чего-то. Примерно так рассуждал и Лев Толстой.
— Читал об истории, когда китайский миллиардер построил деревню и заселил туда бездомных. Он их обеспечивал едой, но содержание домов и всей инфраструктуры требовало средств. Тогда он построил им свиноферму, чтобы они, работая, сумели содержать деревню. Так они отказались на ней работать и просто покинули деревню. Хорошее дело оказалось тупиком. Известна мудрость о том, что благие намерения ведут в ад, но она имеет продолжение, о котором предпочитают умалчивать: но добрые дела делать не забывай!

— Многолетний опыт работы управленцем немалого, скажем, коллектива, да и вообще жизненные наблюдения сгенерировали нечто философское?
— Люди во все времена жили и живут примерно по одним лекалам, и из этого вывода идет следующий: если есть какая-то проблема, то не надо сразу спешить ее решать, пусть она «отлежится» немного и «отдохнет». Частенько так бывает, что проблема сама рассасывается и исчезает.

— Судебные процессы, постоянные проверки, смысл которых не всегда понятен… Есть же в человеке такое состояние, когда он говорит «все, надоело»?
— Мудрость зрелого возраста как раз и заключается в том, что окружающий тебя мир надо воспринимать философски, а проблемы можно рассматривать как некий тренинг для души, не позволяющий ей лениться. Вот я со временем понял, что все эти невзгоды даже бодрят. Теперь мои, можно сказать, «юные» проблемы в начале своего дела, когда не спалось по ночам, вспоминаешь с улыбкой.

Музей

Автотранспортное предприятие, в котором базируется теперь весь автобусный парк Василия Цыбулькина, согласно Указу Совнаркома, был основан 27 мая 1944 года, буквально через 18 дней после освобождения Севастополя от фашистских оккупационных войск. Когда уже современное предприятие ЧП «Цыбулькин» пришло на территорию АТП, то кругом по большому счету царила разруха. Вскоре в здании конторы, где в разбитых окнах гулял ветер, стали появляться стекла, приводились в порядок кабинеты. Нашелся и архив бывшего предприятия, где обнаружили документы по АТП, датированные 1946 годом. В них-то и нашлись приказы о взысканиях и увольнениях работников за пьянство и прогулы (помните мысли Цыбулькина о неизменных жизненных лекалах?). Со временем отыскали фотографии прежних лет, на которых видны старые автомобили, люди на субботниках, есть несколько вещей из красного уголка — непременного атрибута любого предприятия советской эпохи. Так вскоре в одной из комнат административного здания и появился музей.

Создать и отстоять

О транспорте

Было бы неправильно организовать беседу с владельцем одного из крупных севастопольских пассажирских перевозчиков, не затронув аспектов развития и перспектив общественного транспорта. Итак, немного технических терминов и сухих фактов.

— Сегодня все чаще слышатся сообщения о том, что тот или иной город начинает отказываться от милого сердцу троллейбуса. Расскажите о технической стороне этого процесса. Не окажется ли в стороне от него Ваше предприятие?
— Да, действительно, современные технологии позволяют заменить старый добрый троллейбус современными электробусами, сразу поставив организацию процесса на иной качественный уровень, снижая издержки. Ведь не зря Москва заявила об этом вполне официально. Здесь есть один очень важный аспект — уход от контактной сети, которая лежит существенным грузом на себестоимости. Необходимо не только строить эту сеть, но и содержать персонал для ее обслуживания, финансировать сеть тяговых подстанций, да и сама она может являться источником опасности для окружающих во время непроизвольных обрывов и так далее. Электробусам это все не нужно, да и автономность у них выше на порядок. Считаю, что это будущее городских пассажирских перевозок, и оно уже наступило.

— Ваше предприятие не стоит в стороне от этого процесса?
— Не стоит, и уже в ближайшее время к нам на опытную эксплуатацию приходят два электробуса НефАЗ. Будем учиться, будем наблюдать, создавать сервисную инфраструктуру под них.

— Что говорят экономисты по теме?
— Я привык сам все считать и делать выводы. Займемся опытной эксплуатацией — выдадим экономику. Ну и как в экономику втиснуть такое понятие, как удобство для горожан? Ведь общественный транспорт — явление социальное.

— В одном из интервью Вы говорили о том, что лично ездили на завод в городе Павлово-­на-Оке, смотрели, как собирают автобусы, которые были закуплены для Вашего предприятия. Прошло время — оправдались ли надежды на новую технику?
— И да, и нет. Выявили некоторые слабые места, об этом мы регулярно сообщаем производителю. Есть замечания и по работе сервисной службы завода. Создается впечатление, что она занимается чисто коммерческой деятельностью, репутация марки ПАЗ ее волнует явно не в первую очередь. Но тем не менее нам удалось почти на семьдесят процентов обновить свой подвижной состав, что благоприятно сказывается на нашей работе, да и улицы Севастополя от этого только выиграли.

Создать и отстоять

— Смеем предположить, что иметь современный транспорт — это еще не все, ибо городская толкотня на основных магистралях может свести на нет все усилия перевозчиков.
— Эта проблема нарастает с каждым днем, и надо принимать по ней опережающие решения. Наиболее действенным мне видится полная изоляция полосы общественного транспорта от остального потока. В Турции я видел такие полосы, отгороженные специальной сеткой. В Москве за этим следят видеокамеры, и всякому на нее заезжему грозит штраф. Если не увеличить скорость движения общественного транспорта, то он начнет терять свою привлекательность для платежеспособных граждан, которым надо вовремя попасть на работу. Возить же одних льготников, как правило, никуда не торопящихся, никакого бюджета не хватит. Продуманный подход к организации общественного транспорта поможет выманить из-за руля часть автомобилистов, которые и создают заторы. Иначе говоря, нам, перевозчикам, нужна реальная законодательная помощь, мы же чувствуем увеличение давления контролирующих структур, которые на законных (!) основаниях больше призваны мешать.

— Что говорят об условиях работы Ваши водители?
— Работать становится все труднее, и есть опасность, что труд водителя общественного транспорта станет малопривлекательным по соотношению «зарплата-физические затраты». Это очень серьезная социальная проблема, завязанная на системе неизбежного расслоения общества по доходам при плохо контролируемом капитализме. Говорю об этом с тревогой, потому как речь идет о безопасности пассажиров, наших граждан.

Вместо эпилога

— Есть ли в жизни такое, что Вам не удалось реализовать?
— Ставим исключительно реальные планы, методично их осуществляем, поэтому о нереализованном думать некогда…

Автор: Александр Анастасов
Фото: Светлана Гусева

Прокрутить вверх
Пролистать наверх