«Как предотвратить уход русского языка из мировой науки?» Выступление на форуме в Общественной палате РФ

Сложившаяся в последние десятилетия ситуация в области отечественной науки и высшего образования привела к тому, что русский язык стал постепенно вытесняться из общей мировой науки. Ключевыми
моментами этого негативного явления являются:

– недостаточное финансирование в стране передовых наукоёмких
разработок, нанотехнологий…;
– низкие зарплаты научных работников, аспирантов и стипендии
студентов;

– необеспеченность отечественных ученых, в достаточном количестве,
высокотехнологичными лабораториями и научно-исследовательскими
центрами;

– сокращение количества высших учебных заведений, понижение
качества подготовки специалистов в среднестатистических ВУЗах страны, протекционизм и кумовство при назначении на руководящие должности в
научных и учебных учреждениях.

Это неизбежно приводит к потере отечественного научного потенциала, оттоку наших талантливых ученых на запад, где их обеспечивают новейшими лабораториями и высокими зарплатами, где они имеют возможность реализовать свой потенциал, (но вынуждены использовать для научных обозначений уже иностранные языки).

Для улучшения ситуации, необходимо принятие ряда кардинальных мер (как краткосрочных, так и долгосрочных):

– решить вопросы финансового обеспечения научных разработок и
ученых;

– определить перспективные точки роста для формирования
региональных научных кластеров, технопарков и информационных систем
для обмена опытом;

– обеспечить систематическое проведение научных конференций,
симпозиумов и конгрессов;

– провести ревизию в части актуализации отраслевых научных
журналов, при необходимости реорганизовать старые, и создать новые;

– наряду с фундаментальной, уделить внимание и прикладной науке, взаимодействию научных центров с отраслями;

– создать российский научный полюс, где будут отображаться все научные разработки и достижения российских учёных, формироваться и
определяться на специальных дискуссионных площадках направления научных разработок, применительно к современным реалиям (такой опыт, например, имеется в Севастопольской Академии Наук).

Что касается долгосрочных мер, особое внимание нужно уделить среднему школьному и дошкольному образованию. В буквальном смысле провести полную «санацию» школьного и дошкольного образования с обязательным привлечением широкой общественности, компетентных общественных деятелей, представителей науки и культуры. 

Выявлять наиболее способных учеников, формировать специальные классы с созданием соответствующих условий, которые будут способствовать дальнейшему их развитию и обучению в высших учебных заведениях.

Внедрение таких широкомасштабных мер будет способствовать формированию той базовой основы, которая в дальнейшем определит
устойчивую платформу российской науки и будет являться большим стимулом для изучения русского языка иностранными учёными и
исследователями (как в недалеком прошлом они изучали на русском языке не
только статьи наших ученых в авторитетных отечественных научных журналах, но даже информацию, публикуемую в журнале «Юный техник»).

Вице-президент Севастопольской Академии Наук, академик, д.т.н., профессор И.О.Плотницкий

Прокрутить вверх
Пролистать наверх