ДЕПАРТАМЕНТ ЖУРНАЛИСТИКИ И ЖУРНАЛИСТСКИХ РАССЛЕДОВАНИЙ САН

Членами Севастопольской Академии Наук являются и журналисты из различных СМИ. САН осуществляет научное обеспечение деятельности СМИ и научное сопровождение журналистских расследований – компетентными специалистами САН в сфере права, политологии, социологии, экономики и др.

Органы власти Российской Федерации уделяют большое внимание всестороннему развитию Республики Крым и г.Севастополя, выделяют для этого значительные финансовые ресурсы, однако сложности переходного периода – неизбежны, возникает множество проблем, требующих незамедлительного решения и в правовой плоскости: в вопросах собственности, землевладения и землеустройства, недвижимости, выполнения судебных решений, «сотрудничества» представителей органов власти с организованной преступностью, рейдерства и др. Очень важно, особенно в сложный переходный период, подставить плечо государству.

Журналистика это деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью СМИ (интернет, печать, радио, телевидение, кино и др.); как научная дисциплина журналистика возникла с созданием печати. Во 2-й пол. XIX — нач. XXвв. Появились фото- и киножурналистика, в 1920–40-е гг. – радио- и тележурналистика. Является частью средств массовой информации – входит в многофункциональные институты общества, такие, как: пресса, телевидение, радио, интернет и др.                                                                         

Существуют два основных направления журналистики:                                       

журналистика исследования – работа с открытыми (доступными) источниками информации;             
 – журналистика расследованиякогда журналист проникает в область закрытой (недоступной или малодоступной) информации.

журналистика
ДЕПАРТАМЕНТ ЖУРНАЛИСТИКИ И ЖУРНАЛИСТСКИХ РАССЛЕДОВАНИЙ САН

Журналистика как наука – это система художественных, культурологических, исторических, социологических и др. дисциплин, охватывающая полный цикл создания и управления практической журналистикой в обществе, её влияния на изменения общественных процессов.

Журналистские расследования – вид журналистской деятельности по сбору и интерпретации информации, в сфере преступлений, политических и др. скандалов и т.п.). Работа журналиста в этой сфере сродни деятельности частного детектива, поскольку в её фундаменте поиск фактуры, которую заинтересованные лица или организации укрывают от общества.  

В качестве основной цели предполагается необходимость установления и предания гласности истинных причин определенных противоправных событий, процессов, ситуаций; обнаружения тайных пружин расследуемых явлений или раскрытия порочного механизма совершения преступления, разоблачения преступников.                                                                                                       

Расследование может проводиться с целью достижения какого-то политического или экономического результата, например разоблачения деятельности экстремистской политической организации, выявления фактов злоупотребления должностным положением, смещения коррупционера с государственной должности, лишения махинатора депутатского иммунитета и предания его суду, возвращения в страну награбленных капиталов и др                                                                     

Журналистские расследования помогают различным СМИ решать важную для них задачу – привлечение внимания людей. Расследование заключается и в том, чтобы докапываться до фактов, лежащих под поверхностью, чтобы помочь читателю в понимании того, что происходит в нашем всё более сложном мире. 

Работа репортёра-расследователя подразумевает владение профессиональными инструментами:                                                                                                              
  – анализ документов;                                                                                          
  – работа с источниками: изучение архивов, налоговой документации, судебных решений, телефонных счетов, и т.д;                                                                          
  – сотрудничество с правоохранительными органами;                                              
  – использование осведомителей (платных и добровольных);                                 
  – работа под прикрытием (в советской практике – рубрика «Журналист меняет профессию»).

Классикой считается работа журналистов в этой сфере:

Гэри Уэбб в 1996 году на страницах калифорнийской газеты San Jose Mercury News обнародовал связь между ЦРУ и никарагуанскими контрабандистами, которые организовали сеть дистрибуции кокаина в США.

Уотергейтский скандал (Бернстайн, Карл и Вудворд, Боб). Бывший сотрудник газеты Newsday Роберт Грин, комментируя уотергейтский скандал назвал журналистским расследованием «материал, основанный, как правило, на собственной работе и инициативе, на важную тему, которую отдельные лица и организации хотели бы оставить в тайне»[

В странах СНГ журналистские расследования (начиная с середины 90-х) по большей части сводились к «сливу» – когда в изданиях публиковались распечатки телефонных переговоров или материалы оперативно-розыскного дел, которые редакциям через ангажированных журналистов предоставляли заинтересованные лица из спецслужб. Такая журналистика несколько сужало понятие журналистского расследования. У нас оно, как правило, ещё не приобрело своей академической формы, но уже сейчас многие понимают под ним исследование темы, связанной со злоупотреблениями властью, коррупцией, «сотрудничеством» представителей органов власти с организованной преступностью и др. Цель такого расследования – предать огласке исследованные факты.                                                                                     

В России журналистам необходимо учитывать следующие правовые нормы:

  • Конституция, ст. 24 – сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его разрешения не допускаются.
  • Уголовный кодекс РФ: ст. 129 – клевета; ст. 130 – оскорбление; ст. 137 – нарушение неприкосновенности частной жизни.
  • Постановление Пленума Верховного суда РФ от 18 августа 1992 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» (с изменениями от 25 апреля 1995 года).
  • Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года (с изменениями и дополнениями от 2 марта 1998 года): редакция в праве запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений и должностных лиц (такой запрос может быть как в устной, так и в письменной форме). Статья 39 Закона РФ «О средствах массовой информации».


    Согласно статьям 47, 49 репортёр имеет право:

    • искать, запрашивать, получать, распространять информацию;
    • посещать государственные органы, организации, предприятия, учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;
    • быть принятым официальными лицами в связи с запросом информации, получать доступ к документам и материалам, за исключением фрагментов, содержащих государственную, коммерческую или специально охраняемую тайну;
    • копировать, публиковать или оглашать либо иным способом производить документы, материалы при условии соблюдения части 1 настоящего Закона;
    • воспроизводить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъёмки, за исключением случаев, предусмотренных законом;
    • посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, катастроф, массовых беспорядков, массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено о чрезвычайных положениях, присутствовать на митингах и демонстрациях;
    • проверять достоверность сообщаемой ему информации; излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью; отказываться от подготовки за своей подписью сообщений или материалов, противоречащих его убеждению;
    • распространять подготовленные сообщения и материалы за своей подписью, или под псевдонимом, или без подписи, а также пользоваться иными правами, предоставленными законодательством РФ о средствах массовой информации.

В советское время публикации в прессе являлись непосредственным основанием для возбуждения уголовного дела против коррупционеров различного уровня:                                                                                                                    
В соответствии со ст. ст. 108, 171 УПК РСФСР в советское время, а затем УПК РФ в первой его редакции – публикации в зарегистрированном средстве массовой информации являлись основанием для начала уголовного производства и возбуждения уголовного дела в отношении объекта журналистского расследования – физического лица или организации. 

В отличие от решений субъектов оперативно-розыскной деятельности и органов следствия, которые были привязаны к конкретным административно-территориальным единицам (районам, городам, областям, краям) и не могли действовать самостоятельно за пределами своей юрисдикции, сообщения в прессе обладали экстерриториальностью.

Публикациям в советской прессе придавалось большое значение – на основании обличающей публикации в любой советской газете, даже сделанной не журналистом, а читателем в разделе «Письма в редакцию», чиновника любого уровня (кроме членов Политбюро ЦК КПСС) могли снять с должности, исключить из партии и отдать под суд. При этом, с формально-юридической точки зрения письмо читателя приравнивалось к категории «заявления граждан» и рассматривалось на общих основаниях в соответствии с законодательными актами о заявлениях граждан (в срок до одного месяца с момента публикации), а публикация за авторством штатного корреспондента или в колонке редактора как «сообщения учреждений и организаций».   Комментируя указанную норму, российский правовед С. А. Шейфер относит публикации в прессе к доказательственным материалам (что существенно увеличивает их вес в судопроизводстве, поскольку в отличие от иных материалов, которые лишь являются основанием для проверки информации органами следствия или прокуратуры, материалы печати сами по себе являются доказательством).                  После распада СССР указанная правовая норма «перекочевала» в уголовное право и процесс постсоветских республик: Армении (ст. 104 УПК РА), Беларуси (п.4 ч.1 ст.166 УПК РБ), Украины (п.4 ч.1 ст. 94 УПК Украины) и др.

В настоящее время, указанная правовая норма хотя и изъята из уголовно-процессуального законодательства РФ, и публикация в прессе, даже с перечислением конкретных фактов противоправной деятельности и доказательств их совершения, не влечёт прямых уголовно-правовых последствий для фигурантов журналистских расследований, однако может расцениваться органами следствия как «сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников» (п.3 ч.1 ст.140 УПК РФ в действующей редакции). Что сохраняет актуальность журналистских расследований.

Глава Департамента журналистики и журналистских расследований САН

Пролистать наверх